Психологическая служба
Нормативная база
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155
- Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»» (срок действия с 01.03.2021 года по 01.03.2027 года)
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)
- Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе МО РФ»
- Распоряжение МП РФ от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»
- Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (по педагогам -психологам — пункт VIII)
- Распоряжение МП РФ от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»
- Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования от 20.07.2017 г. № 08 -ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»
- Письмо МП РФ от 24.02.2022 № 03-27 «Методические рекомендации по обеспечению права на получение дошкольного образования детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР» (в письме имеется памятка для педагогов-психологов по работе с детьми)
- Концепция развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017 года)
Состав психологической службы
№ | ФИО | Должность |
1 | Бабкова О. М. | Руководитель психологической службы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №17 «Ладушки» - заместитель заведующего по воспитательно-методической работе |
2 | Епишева Т.П. | Учитель-логопед |
3 | Зайцева Е.И. | Учитель-логопед |
4 | Петлина Ю.Н. | Учитель-логопед |
5 | Акрамова А.А. | Учитель-логопед, ответственный за социальную работу |
6 | Устьянцева А.А. | Педагог-психолог |
7 | Шипилова Е.А. | Педагог-психолог |
О психологической службе
Психологическая служба ДОУ — одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.
Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Психолого-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
Цель психологического сопровождения в ДОУ — Содействие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности всех участников образовательного процесса.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
- психологическое обеспечение образовательных программ.
Главный принцип работы – оказание помощи руководству, педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношение к своим возможностям, формирование уверенности в себе.
Педагог-психолог по профессиональному и административному профилю подчиняется руководителю ДОУ.
В начале учебного года совместно с администрацией ДОУ определяется деятельность психолога в методической работе: участие в советах педагогов и «школах профессионального мастерства», проведение семинаров, психолого-медико-педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников.
На протяжении деятельности психологической службы ДОУ сформировались следующие (ставшие уже традиционными) формы работы с родителями:
- Родительские собрания — ознакомление родителей:
— с психологическими, возрастными особенностями воспитанников на разных возрастных этапах;
— с особенностями подготовки детей к ДОУ;
— с прохождением детьми адаптационного периода в младших групп;
— с особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;
— с преодолением трудностей, связанных с личностным развитием и особенностями поведения воспитанников.
- Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.
- Выпуск памяток для родителей по вопросу воспитания детей.
- Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.
Коррекционно-развивающей работе с воспитанниками уделяется большое значение, а так же осуществляется профилактическая и диагностическая работа.
Ключевые вопросы деятельности психологической службы МБДОУ «Детский сад № 25»: адаптация детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, работа с детьми ОВЗ (дети, имеющие нарушения речи), работа с детьми «группы риска», подготовка детей к школьному обучению.
Основные направления психологического сопровождения: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение.
Направления деятельности психологической службы, охватывают работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями города (психолого-медико-педагогической комиссией, социальными службами ЗАТО Северск).
Направления психологической службы.
- Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
В рамках психодиагностического направления осуществляется:
— Анкетирование с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ;
— Наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации);
— Обследование детей младшего дошкольного возраста для определения уровня нервно-психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;
— Диагностика воспитанников подготовительной и речевой групп с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;
— Диагностика психического развития детей с целью организации коррекционно-развивающей работы;
— Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми;
— Диагностика воспитанников в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (ППк) ДОУ;
— Диагностика удовлетворённости родителями качеством услуг, предоставляемыми ДОУ.
В данном направлении по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
- Психопрофилактика является средством предотвращения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
В данном направлении проводится работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
— анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания;
— групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
— информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
— отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
— содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Профилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления воспитанников; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность осуществляется через следующие формы деятельности: индивидуальные и групповые консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.
Работа с детьми «группы риска» реализует все направления деятельности службы. Психодиагностика заключается в изучение эмоционально – волевой и мотивационной сферы («Кактус», М.А. Панфилова, «Страхи в домиках» А.И. Захаров, «Лесенка» В.Г.Щур), личностно – типологических особенностей (тест рисуночный «Рисунок человека», «Рисунок семьи»), выявление детей, несущих груз семейных проблем.
Психологическая коррекция детей «группы риска» традиционно включает: групповую коррекционную работу: тренинг «развитие навыков общения, формирования уверенности в себе», «снижение агрессивности, вспыльчивости», «снижение гиперактивности».
- Коррекционная и развивающая работа.Этому направлению уделяется самое большое значение.
Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная работа строится как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Так же, в дошкольном возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий.
Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей ДОУ: работа с детьми, имеющими нарушения речи, подготовка детей к обучению в школе.
Детям, имеющим речевые нарушения, предлагается пройти ПМПК УО с целью предоставления места в группе компенсирующей направленности. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
В данном направлении реализуется:
— Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
— Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми речевой группы (старший возраст) с целью развития познавательных процессов и речевых навыков;
— Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
— Индивидуальные занятия с детьми, имеющими особенности в развитии.
— Проведение занятий с детьми всех возрастных групп с целью развития социального мира детей, умения понимать эмоции других людей, договариваться, развитие знаний о своём «Я».
- Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Консультирование осуществляется по следующей тематики:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;
- Участие и активная работа в ПМПк ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);
- Психолого-медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: «Игровая деятельность», «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «Контроль за нервно-психическим развитием», «Факторы риска в развитии ребёнка» и пр);
- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
- Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, учитывает квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Проводится систематизированное психологическое просвещение педагогов;
Осуществляется систематизированное психологическое просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, заседаний согласно тематике и возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. В ДОУ созданы информационные уголки «Советы психолога».
Реализация вышеописанных направлений осуществляется в работе с детьми родителями и педагогами нашего ДОУ.
Таким образом, созданная система психологического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.
Основные направления работы:
- Диагностическое.
- Коррекционно-развивающее.
- Консультативное.
- Просветительское и превентивное.
Формы работы:
- наблюдение
- беседа
- анкетирование
- развивающие занятия
- тренинги
- консультации.
Диагностическое.
Работа с детьми
- Диагностика нервно-психического развития.
- Диагностика интеллектуального развития. (Методика С.Д. Забрамная).
- Диагностика личностных особенностей детей. (Самооценка О.В.Хухлаева).
- Диагностика уровня психологической готовности детей к обучению в школе. (Тест Керна-Йирасика, методика М.Семаго)
- Диагностика эмоциональной сферы.
(Методика Л.П. Стрелковой).
- Изучение психологических особенностей детей, с использованием психолого-диагностических методик: наблюдения, тестирования, анкетирования, опроса, беседы и другие.
По запросу родителей, педагогов
В течение года
Работа с педагогами
В течение года
Работа с родителями
- Анкетирование родителей, вновь прибывших детей.
- Анкета «Ваш ребёнок скоро станет школьником».
- Анкетирование «Удовлетворённость работой ДОУ».
- Диагностика.
По запросу родителей, педагогов, администрации.
В течение года
Коррекционно-развивающее.
Работа с детьми
- Психологическое сопровождение процесса адаптации. (А.С. Роньжина).
- Психогимнастика (Е.А. Алябьева, М.И. Чистякова).
- Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательной сферы (В.Л. Шарохина, Л.И. Катаева).
- Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально-волевой сфере. (Авторизованная программа «В стране эмоций).
- Индивидуальные развивающие занятия с «трудными» детьми, в сфере общения и поведения (Р.Р.Калинина).
- Сказко — и пескотерапия с детьми, имеющими проблемы в личностном развитии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.Ю. Епанчинцева)
- Индивидуальные развивающие занятия с детьми.
По запросу родителей, педагогов.
В течение года
Работа с родителями
- Курс–занятий клуба для родителей «Мы вместе»
- Психолого-педагогические встречи «В детский сад с мамой».
Консультативная.
Работа с педагогами
- Консультации по вопросам адаптации детей к детском саду.
- Консультации по результатам психодиагностики.
- «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
- Консультации по проблемам обучения, воспитания, развития детей и личным вопросам.
5.Индивидуальное консультирование.
По запросу
Работа с родителями
- Беседы-консультации с родителями вновь поступивших детей.
- Групповая консультация «Роль родителей в процессе адаптации».
- Индивидуальные консультации родителей по различным проблемам психологического содержания.
- Консультации с родителями по результатам диагностики интеллектуального, психического развития и эмоциональной сферы.
Психопрофилактическая работа.
Работа с педагогами
- Коммуникативный тренинг.
- Цикл тренингов «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй»
- Тренинг для релаксации и снятия напряжения у сотрудников.
- Участие в семинарах, педагогических советах, проводимых в ДОУ.
Согласно годовому плану ДОУ
5.Психопросвещение.
Работа с родителями
- Оформление стенда «Это полезно знать» и групповые родительские уголки по темам:
- «Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким? Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?»
- «Как бороться с детской истерикой»
- « Как правильно хвалить ребенка»
- «Ребёнок у экрана»
- «Как родителям помочь застенчивому ребенку»
- «Ребёнок с синдромом гиперактивности»
- «Агрессивный ребёнок»
- «Возрастные кризисы 3-х и 7-ми лет»
- «Скоро в школу».
В течение года
Организационно-методическая работа
- Участие в конкурсах ДОУ района и области.
- Планирование деятельности, ведение отчётной документации.
- Посещение и выступление на районных методических объединениях.
- Выступление на педсоветах.
- Выступление на родительских собраниях.
- Подготовка материалов на информационные стенды.
- Разработка рекомендаций, памяток и буклетов.
- Обобщение результатов обследований, составление таблиц, бланков.
- Подготовка и размещение информационного материала на интернет-сайт дошкольного учреждения.
- Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ.